Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9-10 классах

Жевняк Р. М., Карпук А. А. Высшая математика: Учебное пособие для втузов. Часть 3

Осинская В.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в 9-10 классах. - К.: Рад. школа, 1980. - 143с.
Автор книги — заслуженная учительница школ УССР—освещает опыт своей работы по целенаправленному формированию у школьников важнейших приемов умственной деятельности: сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, аналогии, конструирования определений, построения индуктивных и дедуктивных умозаключений в процессе изучения геометрии, а также курса алгебры и начал анализа.
Большое внимание уделяется самостоятельному поиску учащимися закономерностей, методов доказательств, составлению конспектов.
Приводятся образцы конспектов учащихся, а также фрагменты некоторых уроков, иллюстрирующих параллельное формирование системы знаний и-приемов умственной деятельности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............. 3
I. Приемы умственной деятельности, формируемые в процессе обучения математике
§ I. Особенности мышления старшеклассников при усвоении математики..............6
Пилы мышления ............6
Особенности математического мышления ..........7
§ 2. Приемы умственной деятельности учащихся при усвоении математики ............10
Классификация мыслительных приемов ...........10
Приемы и способы операционной деятельности, необходимые для активного усвоения математики в IX—X классах.....13
§ 3. Характеристика основных приемов умственной деятельности старшеклассников при усвоении математики ........19 Эмпирическое мышление ........ 19
Теоретическое мышление .......29
§ 4. Уровни владения старшеклассниками приемами умственной деятельности............37
II. Целенаправленное формирование у школьников приемов умственной деятельности
§ 1. О методике обучения отдельным приемам умственной деятельности ............43
Организация работы .............43
Пути формирования приемов умственной деятельности ............41
Последовательность формирования системы приемов .............47
§ 2. Систематизация и формирование приемов эмпирического мышления ..........50
Приемы умственной и учебной деятельности при усвоении отдельных тем курса математики IX—X классов...........51
О систематизации приемов ....... 55
Формирование и систематизация некоторых приемов ............57
Фрагмент урока ...........77
§ 3. Формирование .приемов теоретического - мышления...........83
О методике формирования приемов .............83
Составление алгоритмов и эвристических схем на задачах-моделях .........88
Алгоритмы решения некоторых классов задач .............94
Об овладении научным понятием...........97
Составление алгоритмов на основе анализа определений понятий..........98
Общие ориентиры ........100
О целенаправленной актуализации знаний .............101
О целенаправленном обучении доказательствам ...........102
Методика целенаправленного обучения доказательствам ....................103
Поиск идеи доказательства..........106
Формирование навыков владения приемами ........107
§ 4. Формирование приемов работы с книгой и конспектирования ...........109
Особенности работы с математическим текстом...........109
Мыслительные и учебные приемы, необходимые в работе с математическим текстом .......110
Требования к конспектам учащихся по математике................113
Примерные разработки конспектов учащихся по математике .........117
§ 5. Примерные разработки уроков......123
Подготовка к обобщающему уроку .........134
Заключение...................137
Использованная и рекомендованная литература .........141
Оглавление ............142