Химия. ЕГЭ-2016. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности / под ред. В. Н. Доронькина

Химия. ЕГЭ-2016. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности  / под ред. В. Н. Доронькина

Химия. ЕГЭ-2016. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней сложности : учебно-методическое пособие / под ред. В. Н. Доронькина. — Ростов н/Д, 2015. — 528 с. — (ЕГЭ.)
Предлагаемое пособие предназначено для начального этапа активной подготовки к ЕГЭ по химии. Оно включает более 2500 заданий базового и повышенного уровней сложности, объединённых по тематическому принципу. Каждый раздел, кроме тренировочных материалов, включает разнообразные примеры выполнения заданий с подробным разбором и объяснением решений.
Большое количество разобранных примеров (более 80) даёт возможность обучающимся освоить методику выполнения заданий ЕГЭ. Кроме того, в книгу включён краткий справочник, который содержит необходимые для выполнения заданий сведения. Все задания, включённые в книгу, могут быть использованы не только для подготовки к ЕГЭ, но и для проведения текущего и промежуточного контроля.
Издание адресовано обучающимся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентам, учителям и методистам.
Книга является частью учебно-методического комплекса «Химия. Подготовка к ЕГЭ».
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие....................................................................................3
Некоторые формулы и обозначения ....................................................6
Краткий справочник.........................................................................9
1. Строение вещества.....................................................................9
1.1. Строение атома и Периодическая система .......................9
1.2. Химическая связь.............................................................12
2. Химическая кинетика и химическое равновесие...................15
3. Окислительно-восстановительные процессы в химии..........17
3.1. Основные понятия...........................................................17
3.2. Метод электронного баланса...........................................18
3.3. Электролиз растворов и расплавов электролитов..........19
3.4. Коррозия металлов и защита от коррозии......................21
4. Теория электролитической диссоциации...............................23
4.1. Ионные уравнения реакций............................................24
4.2. Понятие о кислотности среды.........................................25
4.3. Гидролиз солей..................................................................26
5. Неорганическая химия.............................................................28
5.1. Классификация неорганических веществ.......................28
5.2. Названия неорганических веществ.................................30
5.3. Общие химические свойства неорганических
веществ..............................................................................31
6. Органическая химия.................................................................36
6.1. Классификация органических веществ..........................36
6.2. Названия органических веществ.....................................39
6.3. Строение органических веществ и их реакционная способность.......................................................................43
6.4. Химические свойства углеводородов..............................53
6.5. Химические свойства кислородсодержащих производных углеводородов.............................................61
6.6. Азотсодержащие вещества...............................................72
7. Решение задач...........................................................................73
7.1. Задачи на вывод формул веществ ....................................73
7.2. Расчёты, связанные с концентрацией растворов...........78
7.3. Задачи на «избыток — недостаток»
и «чистое вещество»..........................................................79
7.4. Задачи «на выход реакции»..............................................80
7.5. Задачи на смеси веществ..................................................81
7.6. Задачи «на материальный баланс»...................................83
Тренировочные задания..................................................................86
Часть 1. Базовый уровень.........................................................86
Вопрос 1. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, р-и ^/-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояние атомов..................86
Вопрос 2. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IA—IIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. Характеристика переходных элементов — меди, цинка, хрома, железа — по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов. Общая характеристика неметаллов IVA—VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.............................91
Вопрос 3. Ковалентная химическая связь,
её разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (полярность и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.................................................107
Вопрос 4. Электроотрицательность. Степень окисления
и валентность химических элементов...........................113
Вопрос 5. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решётки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения.......................................................................117
Вопрос 6. Классификация неорганических веществ.
Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)....................................123
Вопрос 7. Характерные химические свойства простых веществ-металлов: щелочных, щёлочно-земельных, алюминия, переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния...........................................................................137
Вопрос 8. Характерные химические свойства оксидов:
оснбвных, амфотерных, кислотных..............................144
Вопрос 9. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот...............................................................148
Вопрос 10. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснбвных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)...............155
Вопрос 11. Взаимосвязь неорганических веществ...............160
Вопрос 12. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа.................................173
Вопрос 13. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола).........................................................184
Вопрос 14. Характерные химические свойства
« предельных одноатомных и многоатомных спиртов;
фенола.............................................................................199
Вопрос 15. Характерные химические свойства
альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: жиры, белки, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды)................................................................212
Вопрос 16. Основные способы получения
углеводородов (в лаборатории). Основные способы получения кислородсодержащих органических веществ (в лаборатории).................................................234
Вопрос 17. Взаимосвязь углеводородов
и кислородсодержащих органических соединений......249
Вопрос 18. Классификация химических реакций
в неорганической и органической химии.....................261
Вопрос 19. Скорость реакции, её зависимость
от различных факторов...................................................269
Вопрос 20. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов..........280
Вопрос 21. Электролитическая диссоциация
электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена........................289
Вопрос 22. Правила работы в лаборатории
Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений..............................................307
Вопрос 23. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки......................................317
Вопрос 24. Вычисление массы растворённого вещества, содержащегося в определённой массе раствора с известной массовой долей; вычисление массовой доли вещества в растворе...............................................329
Вопрос 25. Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Расчёты теплового эффекта реакции.............................337
Вопрос 26. Расчёты массы вещества или объёма газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ......344
Часть 2. Повышенный уровень............................................... 350
Вопрос 27. Классификация неорганических веществ. Классификация и номенклатура органических соединений......................................................................350
Вопрос 28. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Реакции окислительно-восстановительные.
Коррозия металлов и способы защиты от неё...............364
Вопрос 29. Электролиз расплавов и растворов
(солей, щелочей, кислот) ...............................................376
Вопрос 30. Гидролиз солей. Среда водных растворов:
кислая, нейтральная, щелочная.....................................384
Вопрос 31. Характерные химические свойства
неорганических веществ: простых веществ-металлов — щелочных, щёлочно-земельных, алюминия; переходных металлов — меди, цинка, хрома, железа; простых веществ-неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния; оксидов: оснбвных, амфотерных, кислотных; оснований и амфотерных гидроксидов; кислот; солей: средних, кислых, оснбвных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка)...............392
Вопрос 32. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений..............................................412
Вопрос 33. Характерные химические свойства
углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола). Ионный (правило В.В. Марковникова) и радикальный механизмы реакций в органической химии.....................................463
Вопрос 34. Характерные химические свойства
предельных одноатомных и многоатомных спиртов; фенола; альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров.............................................................477
Вопрос 35. Характерные химические свойства
азотсодержащих органических соединений — аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки.....................................................488
Ответы......................................................................................... 500
Литература................................................................................... 514

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шесть − пять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.