Шиманович И. Е. Химия: учебное пособие для 11 класса (базовый и повышенный уровни)

Шиманович И. Е. Химия: учебное пособие для 11 класса (базовый и повышенный уровни)

Химия: учебное пособие для 11-го класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения (базовый и повышенный уровни) / И. Е. Шиманович и др.; под ред. И. Е. Шимановича. — 2-е изд., перераб. — Минск, 2008. — 367 с.: ил.
В данном учебном пособии вопросы общей и неорганической химии рассматриваются на более глубоком уровне, с учетом накопленного опыта в изучении химии, знаний по физике, математике, биологии. Предусмотрено также более широкое изучение вопросов, связанных с ролью химии в современном обществе, решением экологических и научно-технических проблем, прежде всего в Республике Беларусь.
Предлагаемый материал распределен по двум уровням. Первый — для учащихся, изучающих химию на базовом уровне, второй — для изучения на повышенном уровне. Основная цель изучения химии на повышенном уровне — получить знания по предмету, которые станут основой непрерывного химического образования.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов 3
Глава I. Важнейшие классы неорганических веществ
§ 1. Важнейшие классы и номенклатура неорганических веществ 5
§ 2. Взаимосвязь между классами неорганических соединений 11
* Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства и взаимосвязь веществ основных классов неорганических соединений» 15
Глава II. Основные понятия и законы химии
§ 3. Вещества. Атомы. Химические реакции 16
§ 4. Химическое вещество 19
§ 5. Количественные характеристики вещества 23
§ 6. Стехиометрические расчеты в химии 28
§ 7. Газообразное состояние веществ 34
§ 8. Законы газового состояния 39
§ 9. Решение задач по теме «Основные понятия и законы химии» 42
Глава III. Строение атома и периодический закон
§ 10. Строение атома 47
§11. Состояние электрона в атоме 52
§ 12. Электронные конфигурации атомов 58
§ 13. Периодический закон и периодическая система химических элементов 62
§ 14. Периодичность изменения свойств атомов химических элементов и их соединении 66
§ 15. Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе и строению атома 70
Глава IV. Химическая связь и строение вещества
§ 16. Природа и типы химической связи. Ковалентная связь 74
§ 17. Кратные связи. Полярная и неполярная ковалентная связь 78
§ 18. Механизмы образования ковалентной связи 82
Лабораторный опыт I (*1). Составление моделей молекул с ковалентным типом химической связи 86
*§ 19. Свойства ковалентной связи
§ 20. Понятие о стереохимии. Атомные кристаллические решетки 89
*§ 21. Гибридизация атомных орбиталей 91
*§ 22. Пространственное строение молекул 94
§ 23. Валентность и степень окисления 98
§ 24. Ионная связь. Металлическая связь 102
§ 25. Межмолекулярное взаимодействие 108
Глава V. Химические реакции
§ 26. Классификация химических реакций
§ 27. Тепловой эффект химической реакции
*§ 28. Термохимические расчеты 123
§ 29. Скорость химических реакций 126
§ 30. Факторы, влияющие на скорость химической реакции 129
Лабораторный опыт 2. Исследование действия разбавленных серной и уксусной кислот на цинк j 30
Лабораторный опыт 2 (*3). Исследование влияния температуры и концентрации кислоты на скорость взаимодействия цинка и соляной кислоты —
§ 31. Обратимые химические реакции 135
§ 32. Окислительно-восстановительные реакции 140
Практическая работа 1 (*2). Химические реакции 144
* Практическая работа 3. Окислительно-восстановительные реакции 145
Глава VI. Химия растворов
§ 33. Растворение как физико-химический процесс 147
*Лабораторный опыт 4. Получение сульфата меди(П) из медного купороса ... 149
§ 34. Электролитическая диссоциация веществ в растворах 154
§ 35. Реакции ионного обмена в водных растворах 159
* Лабораторный опыт 5. Реакции ионного обмена 161
§ 36. Кислоты, основания, соли в свете теории электролитической диссоциации 162
Лабораторный опыт 3 (*6). Определение рН раствора с помощью индикатора 164
*§ 37. Гидролиз солей 167
*Лабораторный опыт 7. Гидролиз солей. Испытание растворов солей индикатором 169
*§ 38. Гидролиз солей, содержащих многозарядные катионы и анионы 170
Практическая работа 2 (* 4). Изучение свойств кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации 173
* Практическая работа 5. Решение экспериментальных задач по теме «Химия растворов » 174
*Глава VII. Комплексные соединения
§ 39. Основные представления о строении комплексных соединений 177
* Лабораторный опыт 8. Образование комплексных соединений меди, цинка, железа 180
§ 40. Классификация, номенклатура и устойчивость комплексных соединений ... 181
*Практическая работа 6. Изучение комплексных соединений 185
Глава VIII. Неметаллы
§ 41. Общая характеристика неметаллов 187
§ 42. Водород 190
Лабораторный опыт 4 (*9). Испытание индикатором растворов водородных соединений неметаллов 193
§ 43. Галогены 195
§ 44. Соединения галогенов и их свойства 199
Лабораторный опыт 5 (* 10). Обнаружение хлорид-ионов (*галогенид-ионов) в растворе 201
§ 45. Кислород и сера — р-элементы VIA-группы 203
§ 46. Водородные соединения кислорода и серы 209
§ 47. Кислородсодержащие соединения серы 213
Лабораторный опыт 6 (*//). Исследование химических свойств разбавленного раствора серной кислоты 215
* Лабораторный опыт 12. Обнаружение сульфат- и сульфид-ионов в растворах —
§ 48. Понятие о выходе продукта химической реакции 219
§ 49. Азот и фосфор — р-элементы VA-группы 221
§ 50. Аммиак. Соли аммония 226
Лабораторный опыт 7(*13). Обнаружение ионов аммония в растворе 228
* Практическая работа 7. Получение аммиака и изучение его свойств 230
*§ 51. Оксиды азота. Азотистая кислота —
§ 52. Азотная кислота. Нитраты 233
§ 53. Кислородсодержащие соединения фосфора 238
Лабораторный опыт 8 (* 14). Обнаружение фосфат-ионов в растворе 241
§ 54. Минеральные удобрения 242
§ 55. Углерод и кремний — р-элементы IVA-группы 245
§ 56. Оксиды углерода и кремния 250
§ 57. Угольная и кремниевая кислоты. Карбонаты и силикаты 255
Лабораторный опыт 9 (*15). Превращение гидрокарбоната кальция в карбонат кальция 256
Практическая работа 3(*8). Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы» 260
Глава IX. Металлы
§ 58. Металлы как химические элементы 262
§ 59. Простые вещества металлы 265
§ 60. Общие химические свойства металлов 270
Лабораторный опыт 10 (* 16). Взаимодействие металлов с растворами кислот 272
*§ 61. Свойства оксидов и гидроксидов металлов 274
Лабораторный опыт 11 (* 17). Обнаружение ионов бария в растворе 277
*§ 62. Электрохимические процессы. Электролиз 278
*§ 63. Химические источники тока 284
§ 64. Коррозия металлов 288
§ 65. Общие способы получения металлов 293
§ 66. Металлы IA- и ПА-групп 296
§ 67. Алюминий 303
Лабораторный опыт 12(* 18). Амфотерные свойства гидроксида алюминия . .. 306
§ 68. Металлы В-групп 308
* Лабораторный опыт 19. Восстановление соединений марганца(УП) в кислой, щелочной и нейтральной средах 311
§ 69. Железо 313
Лабораторный опыт 13(*20). Обнаружение ионов железа Fe3+ и Fe2+ в растворах 317
§ 70. Медь 320
Практическая работа 4 (*9). Решение экспериментальных задач по теме «Металлы» 324
Глава X. Обобщение знаний по курсу неорганической химии
*§ 71. Важнейшие химические понятия и законы 326
*§ 72. Периодичность изменения свойств простых и сложных веществ 332
* Практическая работа 10. Получение и свойства неорганических соединений 339
§ 73. Неорганические вещества в повседневной жизни человека 340
§ 74. Химия и сельское хозяйство 345
Практическая работа 5 (*11). Распознавание минеральных удобрений 349
§ 75. Химия и промышленность 350
Предметный указатель 354
Ответы на расчетные задачи 359

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

9 + восемнадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.