Алтухова Е. В., Видеман Т. Н., Величко М. В. Математика. 5-11 классы: уроки учительского мастерства. - Волгоград: Учитель, 2009. - 299 с.
Какие бы новации ни вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Современный урок - это урок, в результате которого открывается и создается что-то новое, собственный продукт творчества: открытие превращается в изобретение, изобретение - в проект, проект - в технологию реальной деятельности.
Настоящее пособие составлено учителями, которые заинтересованы в обучении и воспитании учащихся с высоким творческим потенциалом. Пособие содержит разработки открытых уроков, уроков с применением игровых технологий, с использованием компьютерно-информационных технологий, проекты.
Предназначено учителям математики общеобразовательных учреждений, слушателям ИПК, может быть полезно студентам педагогических учебных заведений.
Содержание
Введение 3
Игровые технологии на уроке математики
О. Г. Старочкина
Учиться играя 5
Тема: Действия с десятичными дробями (5 класс) 7
Тема: Отношения и пропорции (ролевая игра – 6 класс) 13
Тема: Арифметическая и геометрическая прогрессии (экономическая игра – 9 класс) 19
Тема: Звездный час производной (состязательная игра по алгебре – 10 класс) 22
Т. Н. Видеман
Тема: Уравнения и системы уравнений (урок-зачет – 9 класс) 29
Ю. А. Киселева
Тема: Путешествие в страну Геометриоландию (урок-игра – 7 класс) 37
Приложения к уроку
Приложение 1. История возникновения геометрии 41
Приложение 2. Изречения великих людей 45
Приложение 3. Математические сказки 54
Г. А. Слинко
Фрагменты уроков с элементами игровых технологий 57
Тема: Степень. Свойства степени. Одночлен (обобщение знаний: урок-игра «Цветовая мозаика» – 7 класс) 58
Тема: Логарифмическая и показательная функции (урок-зачет – 11 класс) 59
Тема: Обыкновенные дроби (урок-путешествие «Найди клад» – 5 класс) 60
Тема: Степень (математические лото и домино – 7 класс) 64
Тема: Свойства квадратных корней (обобщение знаний: урок-игра – 8 класс) 67
Тема: Формулы сокращенного умножения (обобщение знаний: урок-игра – 7 класс) 68
Тема: Решение геометрических задач (урок-марафон – 8 класс) 70
Тема: Производная функции (урок- игра «Отгадай фразу» – 10 класс) 73
Тема: Исследование функций (урок-зачет – 10 класс) 75
Тема: Функция на практических примерах (7 класс) 77
Тема: Линейная функция (урок-игра – 7 класс) 80
Открытые уроки
Г. А. Слинко
Тема: Системы уравнений (9 класс) 84
О. Г. Старочкина
Тема: Упрощение выражений (5 класс) 88
Тема: Сложение и вычитание положительных и отрица-тельных чисел (6 класс) 93
Тема: Действия с обыкновенными дробями (урок-зачет – 6 класс) 99
Т. Н. Видеман
Тема: Что такое дробь? (5 класс) 101
Н. Ю. Черкесова
Тема: Действия с десятичными дробями (5 класс) 109
Тема: Теорема Виета (8 класс) 114
Н. А. Докучаева
Тема: Сложение дробей с разными знаменателями (урок-поиск – 6 класс) 120
Тема: Применение свойств и признаков равенства прямоугольных треугольников к решению практических задач (урок геометрии – 7 класс) 124
Т. Н. Видеман
Тема: Решение тригонометрических уравнений (10 класс) 131
Приложения к уроку
Приложение 1. Ответы к тесту 137
Приложение 2. Системно-обобщающая схема 138
Приложение 3. Тригонометрические уравнения 140
Приложение 4. Динамичные блоки 141
Тема: Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения (10 класс) 142
Н. Ю. Черкесова
Тема: Первообразная. Площадь криволинейной трапеции (урок-практикум –11 класс) 152
И. Л. Левина, Т. Н. Назарова
Тема: Сообразность и соразмерность в античной архитектуре (интегрированный урок: математика – мировая художественная культура – 10 класс) 158
Г. А. Слинко
Интегрированные задания 166
Е. В. Алтухова
Обыкновенные дроби (нестандартный подход в обучении – 5 класс) 168
Урок 1. Тема: Измерение и воспроизведение величины много большей исходной мерки 172
Урок 2. Тема: Измерение и воспроизведение величины меньшей исходной мерки 175
Урок 3. Тема: Решение конкретно-практических задач на измерение и воспроизведение величин меньших или больших исходной мерки 179
Урок 4. Тема: Формы записи результата измерения величин 182
Урок 5. Тема: Формы записи результата измерения величин 186
Урок 6. Тема: Дробное число – результат измерения величин меньших исходной мерки 188
Урок 7. Тема: Изображение дробных чисел на координатной прямой 190
Урок 8. Тема: Решение конкретно-практических задач с использованием дробных чисел 193
Урок 9. Тема: Проверочная работа 196
Урок 10. Тема: Измерение и воспроизведение величин, не кратных мерке. Введение понятия смешанного числа 198
Урок 11. Тема: Измерение и воспроизведение величин, не кратных мерке 201
Урок 12. Тема: Решение конкретно-практических задач на измерение и воспроизведение величин, не кратных мерке. Изображение смешанных чисел на координатной прямой 203
Урок 13. Тема: Проверочная работа (решение конкретно-практических задач на измерение и воспроизведение величин, не кратных мерке) 205
Урок 14. Тема: Место дробных и смешанных чисел на числовой прямой. Сравнение дробных чисел 207
Урок 15. Тема: Решение конкретно-практических задач на сравнение дробных чисел 211
Урок 16. Тема: Решение конкретно-практических задач на сравнение дробных чисел. Сравнение смешанных чисел 213
Урок 17. Тема: Введение понятия неправильной дроби 215
Урок 18. Тема: Правильные и неправильные дроби. Сравнение 217
Урок 19. Тема: Проверочная работа 220
Урок 20. Тема: Введение способа сложения и вычитания дробных чисел 223
Урок 21. Тема: Сложение и вычитание дробных чисел 225
Урок 22. Тема: Выделение целой части из неправильной дроби 227
Урок 23. Тема: Преобразование неправильной дроби в смешанное (или целое) число 229
Урок 24. Тема: Сложение и вычитание смешанных чисел 231
Урок 25. Тема: Вычитание смешанных чисел 234
Урок 26. Тема: Сложение и вычитание всех видов чисел 235
Урок 27. Тема: Проверочная работа 237
Урок 28. Тема: Обобщающее повторение по теме «Сравнение, сложение и вычитание дробных чисел» 238
Использование компьютерно-информационных технологий в организации проектной деятельности 240
М. В. Величко
Занятие кружка по математике (физико-математический профиль – 10 класс). Тема: Теоремы о корнях квадратного уравнения 244
Приложения
Приложение 1. Презентация исследовательской работы в группах 249
Приложение 2. Содержание презентаций для самопроверки и самокоррекции 256
Т. Н. Видеман
Функция в проектах 259
Проект «Математические портреты в природе» (проект Ю. Коржевского) 261
Приложение к проекту «Математические портреты в природе» 264
Литература 291